Согласно
одной из былин, как-то раз мужа Василисы
Микулишны, Ставра Годиновича, князь Владимир Красно
Солнышко посадил за неумеренное хвастовство в погреб, под замок.
В ответ жена, недолго думая, переоделась мужчиной и, приехав
в город, посваталась к племяннице князя Владимира, Забаве Путятичне.
Сперва Забаву пленили красота и обходительность юноши, и в городе
уже начали говорить о скорой свадьбе, пока девушка не заподозрила
об истинном поле своего жениха... Как это ни странно, Василисе
с честью удалось не только целой и невредимой выйти из столь
щекотливой ситуации, но и освободить из заключения своего мужа:
вероятно, князь понял, что по сравнения с Василисой невинное
хвастовство Ставра Годиновича - просто детский лепет.
В
античных Олимпийских играх женщины участия не принимали. Более
того, им под страхом смерти запрещалось даже присутствовать
на Играх. В своей книге "Описание Эллады" Павсаний
пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная
скала, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть
на священные Игры, и сбрасывать их оттуда. Павсаний, правда,
при этом добавляет, что был один только случай, когда на празднике
обнаружили женщину. То была легендарная Каллипатера,
или, как ее многие называют, Ференика. Легенда о ней довольно
любопытна.
Рассказывают, что эта женщина из известного семейства Диагоридов
с острова Родос, давшего много олимпийских чемпионов, сама обучала
сына своего Посейдора кулачному бою, готовя его к соревнованиям.
Прибыв в Олимпию и не сомневаясь в том, что сын победит, Каллипатера
хотела во что бы то ни стало быть свидетельницей его триумфа.
Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись
с группой педотрибов - тренеров. Когда ее сын Посейдор одного
за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая
мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер,
бросилась к сыну, обняла его... но в стремительном беге мужской
наряд слетел с нее. По закону Каллипатеру должны были сбросить
со скалы, но судьи не нашли в себе сил сделать это. И ее помиловали,
так как эта женщина была дочерью чемпиона, сестрой чемпионов
и, наконец, матерью чемпиона.
Потомки
аргонавтов были изгнаны пеласгами, которые похитили афинских
женщин из Браврона, с Лемноса. Они прибыли оттуда морским путем
в Лакедемон, расположились станом на горе Тайгет и зажгли огни.
Увидев огни, лакедемоняне послали вестника спросить: кто они
и откуда. На вопрос вестника пришельцы отвечали, что они минийцы,
потомки героев-аргонавтов, которые высадились на Лемносе и стали
их родоначальниками. Услышав этот рассказ о происхождении минийцев,
лакедемоняне вновь отправили вестника спросить, зачем те прибыли
в их страну и зажгли огни. Тогда пришельцы сказали, что их изгнали
пеласги и они прибыли назад в землю своих отцов. На это у них
ведь есть полное право. Они просят, однако, позволения жить
среди лакедемонян. Лакедемоняне решили принять минийцев на предложенных
теми условиях. А побудило их решить так главным образом то,
что Тиндариды участвовали в походе аргонавтов. Таким образом,
лакедемоняне приняли к себе этих минийцев, дали им земельные
наделы и распределили по филам. После этого минийцы тотчас же
взяли себе в жены [спартанок], а привезенных с собой с Лемноса
дочерей и сестер выдали замуж за лакедемонян.
Спустя немного времени минийцы стали держаться высокомерно,
требовали себе долю в царской власти и совершали разные другие
недостойные поступки. Тогда лакедемоняне решили перебить минийцев:
схватили их и бросили в темницу. Осужденных на казнь лакедемоняне
всегда казнят ночью, а днем - никого. Итак, когда минийцев собирались
уже умертвить, жены их -
коренные лакедемонянки и дочери знатнейших спартанцев - попросили
позволения переговорить каждая со своим мужем. Лакедемоняне
пропустили их, не ожидая никакого коварства. Женщины же, войдя
в темницу, поступили так: всю свою одежду они отдали мужьям,
а сами надели мужское платье. Минийцы вышли из темницы, переодетые
в женскую одежду, как их жены. Ускользнув таким образом из города,
они вновь разбили стан на Тайгете.